Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля



Новости партнеров


  • Статьи
Главная >> Статьи >> Искусство может быть наивным
2010-09-20 16:25:31

Искусство может быть наивным

Музей наивного искусства. Париж

Музей наивного искусства. Париж


Изобразительное искусство обычно рассматривают в серьёзном ключе. Но ему иногда присуща доля наивности. Только почему-то искусствоведы часто называют направление "наивное искусство" примитивным. Мол, отсутствует художественное образование. На самом деле такая точка зрения ошибочна.



  Принято под наивным искусством подразумевать творчество художников-самоучек, то есть самодеятельных художников. Иногда это некоторые формы народного искусства. Разграничить эти области с достаточной чёткостью не всегда возможно.
   В различных языках и разными учёными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой, ясностью и формальной непосредственностью формы, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в Европе последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития. С этих позиций наивное искусство понимается как архаичное искусство древних народов. Например, первобытное искусство или живопись народов, которые задержались в своём культурно-цивилизационном развитии (коренное население Африки, Океании, индейцев Америки). Наконец, наивным искусством называют мир искусства талантливых художников-примитивистов 20 века. Они не получили профессионального художественного образования, но ощутили в себе дар писать картины маслом или просто делать оригинальные рисунки. Некоторые из них (А. Руссо, К. Бомбуа, Н. Пиросманишвили, И. Генералич, А.М. Робертсон) создали истинные шедевры искусства, вошедшие в сокровищницу людского мира. Наивное искусство по видению мира и способам художественной презентации в чём-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой. Однако, по сути отличается и от того, и от другого. Принципиальное отличие заключается в глубокой сакральности, традиционности и каноничности. Картины как бы вобрали в себя детскую наивность и непосредственность мировосприятия. Его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство как правило оптимистично по духу, жизнеутверждающее, многоплановое и разнообразное, имеет достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него искусство душевнобольных характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. 
   Живопись данного жанра крайне разнообразна по форме и индивидуальной стилистик. Глубину многие живописцы стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс: плоскостность, упрощённая ритмичность, симметричность, активное использование локальных цветов, обобщённость форм, подчеркивание функциональности предмета за счёт тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приёмов. История живописи знала художников-примитивистов, которые были знакомы с классическим и современным (на тот период) профессиональным искусством достаточно хорошо. Вследствие этого часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках повторить чьи-то художественные приёмы без соответствующих технических знаний и навыков. Сюжеты берутся по обычному принципу — из всего окружающего. Но им гораздо легче удаётся спонтанное, интуитивное творчество, чем многим художникам-профессионалам. В результате возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные пейзажи, портреты и другие полотна. В них господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком. Любопытно, что некоторые приёмы и элементы языка представителей наивного искусства использовали в своём творчестве многие крупные художники 20 века (П. Клее, М. Шагал, Х. Миро, П. Пикассо). Наиболее ярко это выразилось в творчестве таких мастеров как Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Малевич, художники групп «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Поэтому наивное искусство имеет совершенно самостоятельную ценность и самостоятельную историю. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

10.09.2013-22.02.2020
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-20.02.2020
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-22.02.2020
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров